- без объяснения образующиеся гематомы (в различных стадиях заживления), рубцы, следы укусов
- без объяснения образующиеся ожоги (в особенности ожоги от окурков)
- необъяснимые фрактуры, ссадины, рваные раны
- самоповредительное поведение
- исключительная замкнутость или агрессивность
- избегает физического контакта
- боится идти домой
- сбегает из дома
- болезненная ходьба
- носит скрывающую тело, неподходящую для погодных условий одежду
- речевые дефекты
- позднее физическое развитие
- обострение дефектов здоровья
- дурные привычки (сосание, качание)
- антисоциальное и деструктивное поведение
- заторможенное развитие
- апатичен, устает
- эмоционально холоден, проявляет вандализм или агрессию по отношению к другим
- заброшенность
- отказ от ребенка
- недостаток заботы
- непрерывное чувство голода, плохая гигиена, несоответствующая погодным условиям одежда, наличие вшей
- исхудалость
- измученный вид
- ворует еду, просит чужих людей дать ему покушать
- часто в мыслях «где-то витает»
- часто опаздывает или прогуливает школу
- самоповредительное поведение
- рваное или кровавое нижнее белье
- боль или зуд в области гениталий
- трудности при ходьбе или сидении
- гематомы или кровотечения на внешних гениталиях
- венерические заболевания
- беременность
- частые инфекции мочеиспускательных каналов
- замкнутый или в непрерывной депрессии
- вызывающее (предлагающее себя) соблазняющее поведение
- низкая самооценка и минимальная вера в собственные возможности
- плохие отношения со сверстниками
- избегает физического контакта
- истерическое, эмоциональное неравновесие
- исключительно хорошее знание о сексе и об играх сексуальной направленности
- ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно, если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
- НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
- ВЫСЛУШАЙТЕ ЕГО внимательно, спокойно и терпеливо, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
- НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что «… не случилось ничего страшного, все пройдет…»
- НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
- Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения- сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его и будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии.
- Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
- Помогите детям поговорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
- Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка («Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже»).
- Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними.
- Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
- Убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации («Иногда дети пугаются и это нормально», «если что-то не работает, это тебя раздражает»).
- Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. («Ты выглядишь немного расстроенным. Наверно ты думаешь о своей мамочке?»).
- Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей. («Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся»).