Профилактика проблемного поведения подростков
Причины зависимого поведения
В подростком возрасте происходят изменения, которые сами по себе могут стать мощными факторами риска. А. Е. Личко выделил характерные реакции, которыми в этот период определяется поведение: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитациями и формирующимся сексуальным влечением. Именно они могут как способствовать злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствовать аддиктивному поведению.
Реакция эмансипации проявляется стремлением освободиться из-под опеки и контроля со стороны родных, воспитателей, от установленных ими порядков и правил. Все это подростками отвергается. Если поведение подростка становится противоположным требуемому, это может привести к развитию зависимостей, ведь именно аддиктивное поведение является отклоняющимся от нормы, запретным.
Реакция увлечения (хобби), в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Особенно сильно противодействует увлечение литературой, музыкой, живописью и т. д. Если же все свое время подростки отдают бездумному общению со сверстниками и обмену малозначимой информацией, может возникнуть тяготение к асоциальным компаниям.
Реакция имитации - это стремление подростка копировать поведение других людей, их манеры общаться и одеваться. К этим людям он испытывает положительные чувства, уважение. В качестве объекта имитации могут выступать любые известные личности либо лидеры своей подростковой среды. Реакция имитации может как способствовать аддиктивному поведению, так и препятствовать ему, в зависимости от того, как ведет себя кумир.
Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопсихологическим фактором, способствующим аддиктивному поведению. Реакция группирования со сверстниками может стать фактором риска злоупотребления ПАВ в зависимости от хобби, реализующегося в этой группе.
Принято выделять еще три группы факторов, в той или иной степени влияющих на возникновение химической зависимости. Это социальные, психологические и медико-биологические факторы, которые часто тесно переплетены между собой и находятся в постоянном взаимодействии.
Социальные факторы, способствующие развитию зависимости, можно разделить на две группы -- макросоциальные (общество, включая его историю, культуральные традиции, мораль и нравственные ценности) и микросоциальные (непосредственное окружение, прежде всего семья и люди, с которыми человек больше всего общается). Родители-алкоголики или наркоманы -- это всегда повышенный фактор риска злоупотребления алкоголем и наркотиками у детей. Алкоголизация родителей может стать решающим фактором раннего приобщения к ПАВ детей.
Самым главным фактором считаются асоциальные семьи с пьянством, криминальными склонностями родителей и жестоким отношением внутри семьи друг к другу. Данный тип воспитания получил название гипопротекция с эмоциональной холодностью вплоть до эмоционального отвержения. Такая обстановка побуждает подростка искать утешения в уличных компаниях. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях они переносят с собой, образуя свою асоциальную группу.
Доминирующая гиперпротекция выражается в чрезмерной опеке и постоянном контроле, подавлении малейшей самостоятельности. В таком случае повзрослевший подросток выходит из-под этого контроля, становится неуправляемым либо формирует конформный тип личности, зависимый от влияния окружающей микросреды. Они чувствуют психологическую защищенность, отсутствие давления со стороны родителей именно в асоциальных группах.
Потворствующая гиперпротекция заключается в том, что ребенка безмерно балуют, спешат удовлетворить малейшее желание, избавляют от возможности самому чего-либо добиваться. Это приводит к эгоцентризму, завышенной самооценке, неумению преодолевать трудности. При первых же столкновениях с реальностью такие подростки испытывают фрустрацию, что вызывает социальную дезадаптацию, что и приводит к употреблению психоактивных веществ.
Третий вид - альтернирующее воспитание, когда к ребенку предъявляются противоречивые требования в семье, где нормы поведения непостоянны. Дети глубоко переживают неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, когда похвала или упреки зависят от настроения взрослых, а не от поведения ребенка. Ребенок понимает, что наличие хороших эмоций зависит не от его поведения, а от внешних причин. Позже такой подросток, желая поднять настроение, использует психоактивные вещества.
Психологическими факторами риска возникновения зависимости считаются мотивы, которые побуждают к употреблению алкоголя и наркотиков. Это конфликтность, неудовлетворенность, трудности приспособления к окружающей среде, осознание своей неполноценности.
Основным мотивом приема ПАВ у подростков является стремление любой ценой быть «своим» в референтной микрогруппе, то есть приспособиться таким образом к окружающей его среде.
К медико-биологическим факторам относится, например, роль наследственной предрасположенности к химической зависимости. Вероятность возникновения алкоголизма у детей алкоголиков, по разным данным, от 7 до 15 раз выше, чем в общей популяции.
Существуют и другие медицинские факторы риска при возникновении алкоголизма. Это наличие нервных и психических заболеваний (например, последствия черепно-мозговой травмы, эпилепсия) или расстройства личности (например, психопатии). Они приводят к уменьшению способности мозга переносить интенсивные или продолжительные нагрузки. В результате такие люди будут искать средство, которое поможет уйти от реальности.
Важно понимать, что такое аддиктивное поведение подростков, независимо от типа, приводит к разрушению клеток центральной нервной системы, особенно – головного мозга. Психика тормозит в развитии, возникают серьезные интеллектуальные нарушения, пропадает способность к решению даже самых простых задач. Подростки с аддиктивным поведением отказываются брать на себя какую-либо ответственность, постоянно лгут себе и другим. При химических зависимостях подрывается здоровье в целом, самое страшное – полное отмирание отдельных органов и систем, что не позволяет человеку вести обычный образ жизни.
Профилактика аддиктивного поведения подростков заключается, в первую очередь, в создании благоприятной обстановки в семье.
Аддиктивное поведение подростка намного легче предотвратить, чем исправить. Поэтому необходимо, чтобы ребенок с раннего детства осознавал свою значимость для родных, ощущал их заботу и любовь, знал, что они готовы прийти к нему на помощь в любой ситуации. С малых лет необходимо все объяснять ребенку: что хорошо, что плохо, как можно поступать, а как – не стоит, потому что будут определенные последствия.
Также важно демонстрировать ребенку положительное поведение, и не показывать примеров аддиктивного. Если родители курят, и при ребенке говорят, что сигареты – не страшнее конфеты, то с большой вероятностью он в будущем также заимеет такую привычку. Та же ситуация складывается, когда курящие родители оправдывают свое поведение стрессом или неприятностями: у ребенка формируется стереотип, что при жизненных трудностях необходимо прибегнуть к допингу.
Аддиктивное поведение подростков приводит к негативным последствиям и для них самих, и для общества. У них искажено восприятие мира, людей и поступков. Главное, что могут сделать взрослые для снижения количества аддиктивных подростков – проводить правильную профилактику. Подросток, который с раннего детства знает и чувствует, что в семье его принимают, любят и заботятся о нем, с меньшей вероятностью ввяжется в плохую компанию и пойдет на поводу у ее представителей.