РАЗНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТЕЙ.
Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребёнка в школе, его активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и проявлением антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки.
В современной практике семейного воспитания выделяют четыре стиля воспитания: авторитарный, либерально-попустительский, отчуждённый и авторитетный.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
Этому стилю недостаёт теплоты, для него характерна строгая дисциплина, подавление инициативы. Родители часто отдают детям свои инструкции, приказы, при этом не обращая внимания на их мнение и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются, считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается – чаще физически. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищённости.
Психологи утверждают, что это приводит к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Дети в подростковый период , когда влияние сверстников на них наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны. Они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если ты всё равно всегда не прав). Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их ценностей и принципов. Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик, они не уверены в своём успехе, менее уравновешены и настойчивы в достижении цели.
Позиция ребёнка |
Отношение родителей |
Последствия в развитии личности |
«Задавленное детство» |
Запреты, как система воспитания, жестокость в обращении, излишняя строгость, грубые проявления родительской власти. |
Неуверенность в себе, страх, мстительность, попадание под влияние более «сильных», заниженная самооценка, приспособленчество, угодничество. |
ЛИБЕРАЛЬНО – ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ
Для либерального (свободного) стиля тёплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина. Этот стиль был наиболее популярен в 1950-1960 годы. Тот факт, что до этого многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом родители как бы «создали условия» для Гитлера. Надеясь впредь избежать таких нежелательных побочных эффектов, они стали либеральными. Общение происходит на принципе вседозволенности, чрезмерной ласки и потакании ребёнку. Дети утверждают себя через требования: Хочу! Дай! Моё! Либеральным родителям трудно установить чёткие границы допустимого поведения, они непоследовательны в требованиях и часто поощряют плохое поведение. Если в семье и существуют определённые правила, то детей не заставляют следовать им в полной мере.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены к таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии. Легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным стилем воспитания и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Постоянные капризы и демонстрирование своих обид приводит к тому, что ребёнок не может развиться в социально зрелую личность, не понимает слово «надо», эгоистичен, конфликтен и труден. В школе обречён на провал в общении со сверстниками, так как не приучен уступать.
СУЩЕСТВУЮТ ВАРИАНТЫ ДАННОГО СТИЛЯ: ГИПЕРОПЕКА И ГИПООПЕКА.
ГИПЕРОПЕКА – лишает ребёнка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Ребёнок не успевает потребовать, а родители уже удовлетворяют его запросы. Мама внушает недоверие к самому себе: «Я лучше тебя знаю, что тебе нужно». Ребёнок не разбирается в своих потребностях, перестаёт, что либо хотеть и в подростковом возрасте не знает чем ему заняться. Боязнь несчастного случая, болезни, стремление компенсировать неудачи будущими успехами.
(ученик учится на «3» - родители: это учительница виновата, ты вырастешь, станешь врачом – мы ей покажем)
Другими словами; чем не доиграли родители – всё это будет у ребёнка. Бабушки дают внукам всё, что не дали детям.
ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА.
Кумир семьи, ребёнок – объект восхищения, его не критикуют, есть масса поощрений, но нет требований. Поощрения не соответствуют реальности, ведут к тому, что вместо нормального уровня притязаний формируется завышенный уровень претензий. (У меня не получается, потому что виноваты окружающие.)
Не могут соразмерить свои возможности и потребности, первая неудача ведёт к резкому падению самооценки. Ребёнок хочет быть в центре восхищённого внимания и хочет получать поощрения от своих сверстников. Много неоправданных сил на то, чтобы быть в центре.
ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА.
Много требований и запретов «Ты должен!» Это встречается в «социально-правильных» семьях, где бабушки – педагоги или семья военнослужащих. Жёсткий контроль, чрезмерная защита от опасностей, навязывание решений. Нет инициативы, нет самостоятельности, нет жизненного опыта. Ребёнок не знает, что он хочет, что может, знает только, что ДОЛЖЕН. Проблема в проявлении желаний и эмоций выливается в невроз. Родители ставят очень высокую планку, а ребёнок не может ей соответствовать.
Позиция ребёнка |
Отношение родителей |
Последствия в развитии личности |
«Заласканное детство» |
Слепое обожание, потакание всем желаниям, ребёнок – «кумир» семьи, неоправданная идеализация его родителями. |
Замедление социализации, несамостоятельность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка. |
ГИПООПЁКА.
1.Безнадзорность - отсутствие контроля, интереса к ребёнку. Взрослые предпочитают не видеть ребёнка, держать его на расстоянии. Ребёнок одинок и несчастен. Он осознаёт, что хочет, но не получает. (Результат: улица, подвалы).
2. Скрытая гипоопека – родители формально соблюдают правила воспитания. Стимулы поощрения, наказания декларируются, но не выполняются. Ребёнок реагирует не на смысл слова, а на эмоциональное состояние родителей. Родители поступают так, чтобы не осуждали окружающие.
Позиция ребёнка |
Отношение родителей |
Последствия в развитии личности |
«Равнодушное детство» |
Отчужденность, пренебрежение интересами ребёнка, равнодушие, попустительство, бесконтрольность |
Обострение самолюбия, замедление эмоционального развития, агрессивность, отчаяние, недоверие ко взрослым, разочарование, уход в собственный мир (секс – девушки, наркотики – юноши) |
Педагогов, использующих либеральный стиль воспитания, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый безнравственный вид взаимоотношений.
ОТЧУЖДЁННЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Неприятие самого факта существования ребёнка, его ненавидят, отыгрываются на нём за свои неудачи.
Морали – это психологическое истязание ребёнка.
Неосознанное неприятие ребёнка – главный признак этому – постоянно попадает в травмпункт. Подсознательно эти дети выполняют заказ мыслей мамы. Снижен инстинкт самосохранения. Родители закрыты для общения. Из–за обременённости своими проблемами у них не остаётся сил на воспитание детей. Эти дети встают на путь дезадаптации, быстро теряют интерес к любому виду занятий, у них низкий интерес к учёбе. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Нет связи что я хочу, что я могу сделать.
Позиция ребёнка |
Отношение родителей |
Последствия в развитии личности |
«Загубленное детство» |
Аморальный «пример» родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребёнок – объект постоянных ссор |
Признание силы кулака, лицемерие, злость, агрессивность, разочарование, неверие взрослым, недисциплинированность, уход в собственный мир (наркотики, алкоголь, преступность) |
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Для данного стиля характерны тёплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, в отличии от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, убеждения, а не силу. Взаимоотношения строятся на взаимоуважении и доверии. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. Устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Признают и поощряют растущую самостоятельность детей, поощряют успехи детей в школе. Они учатся совместно с детьми, увлечены общими делами, обсуждением совместно прочитанных книг, проведением дискуссий. Результатом такого воспитания являются ответственные, независимые и уверенные в себе дети. Они менее агрессивны и добиваются большего успеха в жизни, более того, они лучше приспособлены к жизни. Они менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой. У них также меньше отмечается фобий, депрессий и агрессии.
Позиция ребёнка |
Отношение родителей |
Последствия в развитии личности |
«Счастливое детство» |
Заботливость, любовь в сочетании с требовательностью, дружба, доверие, поощрение самостоятельности |
Нормальное развитие личности, адекватная самооценка. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Западная культура уделяет большое значение планированию детей и их воспитанию, поэтому будущие родители проводят много времени, обдумывая все детали – от выбора подгузников до подбора школы, которую, по их мнению, должен посещать ребёнок. Однако при этом мало внимания уделяется стилям воспитания детей. Исследования неизменно доказывают, что они «напрямую связаны с тем, какими вырастут дети, как они будут жить, и будут ли они придерживаться правил, установленных в обществе». Именно поэтому будущие и настоящие родители должны проанализировать существующие стили воспитания детей, их влияние, и выбрать то, что лучше всего подходит им и их детям.
В человеке, плохо воспитанном,
отвага становится грубостью, учёность – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – лестью.
Джон Локк
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
- Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведём себя дома.
- Статистика разводов показывает, что родители убегают из дома чаще, чем дети.
- Брошенные дети часто живут с родителями.
- Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью.
Жюль Ренар
- Не делайте из ребёнка кумира, когда он вырастет, то потребует жертв.
Пвер Буаст
- Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники.
Евгений Шварц
- Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.
И. Карамзин
- Воспитание – лучший припас к старости.
Аристотель
- Новорождённые везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания.
Сюнь Цзы
- Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы её исполнить, и не требующая никакого терпения, чтобы её получить.
Леонард Луис Левинсон
ПОСЛОВИЦЫ
- ДЕТЕЙ НАКАЗЫВАЮТ СТЫДОМ, А НЕ КНУТОМ.
- ДЕТКИ ХОРОШИ – ОТЦУ, МАТЕРИ – ВЕНЕЦ;
ДЕТКИ ПЛОХИ – ОТЦУ, МАТЕРИ – КОНЕЦ.
- ДИТЯТКО, ЧТО ТЕСТО: КАК ЗАМЕСИЛ, ТАК И ВЫРОСЛО.
- ЕСЛИ БАТЬКА РЫБАК, И СЫН В ВОДУ ГЛЯДИТ.
- КАКОВ ДУБ, ТАКОВ И КЛИН;
КАКОВ БАТЬКА, ТАКОВ И СЫН.
- ЛЕГКО ДИТЯТКО НАЖИТЬ, НЕЛЕГКО ВЫРАСТИТЬ.